Запись со стены сообщества Чисторечие
Что такое грамотность?
Гра́мотность — степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке. Посконно словом «грамотный» обозначают человека, умеющего читать и писать на каком-либо языке.
Это, пожалуй всё. Умение вводить и выводить сведения в письменном виде. Однако часто доопределяют способностью писать согласно установленным нормам грамматики и правописания, читать согласно нормам произношения.
И вот здесь у нас начинается загвоздка.

Случай первый. Итак рассмотрим преобразование правописания, например, бывшее в 1918. Во мгновение о́ка все грамотные, кроме разве что преобразователей, стали безграмотными: отменились яти (ѣ), фиты (ѳ), і-восьмеричные, ижицы (ѵ), и ещё некоторые чу́дные и чудны́е буквы, введены "ё" и "й" как обязательные. Люди, которые ранее были грамотными уже безграмотны, однако им ничего не стоило выучить новые правила письма, не так ли?

Случай второй. Представим, что вы каким-то чудным образом оказались в конце позапрошлого века. Узнав, что привычных вам приспособ нету, вы берёте газету почитать, дабы узнать, то, что называется "где я, кто я и что вообще в мире творится", открываете газету и что видите? Какие-то перечёркнутые мягкие знаки (ѣ), перечёркнутое о (ѳ), латинскую в (ѵ), "украинское" і, а иногда и вовсе "нечто" - помесь э и ё (ӭ). С трудом, но вы осилите газету, узнав как читать незнакомые буквы.

Случай третий. Представим теперь, что вы оказались в веке так в одиннадцатом, в Москве ли, во Владимире ли, в Новгороде ли, не важно. С первого раза с местными жителями поговорить не выйдет, со второго, наверное, тоже. Вы явно пришедший, иностранец ли, или какой чудак с другого княжества, не ясно. Этот случай всё-таки можно отмести, ибо тогда язык уже был совсем другим, но он пригодится нам в дальнейшем рассуждении.
В математике есть метод доказательств "от противного" - рассматривается утверждение, обратное данному и доказывается его противоречивость. Применим похожие рассуждения.
Итак, нас учат, что грамотность - чёткое и беспрекословное (слепое) послушание неким нормам, в частности есть "просторечные и грубые, неправильные, безграмотные, ошибочные..." слова, высказывания и произношения. Но, как мы рассмотрели выше, нормы то и дело меняются, ибо язык живой.

Так, например, в некоторых затхлых словарях осталось произношение слова оберег с ударением на "о" - о́берег. Говорит ли сейчас так кто? Говорят оберёг или обере́г. Так что же норма? То, что было раньше? Жишишник скажет, что верно старое (а мы бы сказали косное) произношение. И тут мы его почти подловили. А как правильно поставить ударение в слове "варим"? Как "ва́рим"?! Раньше же было "вари́м"? Как устарело? А как же "о́берег"? Наблюдаем вынужденное двуличие и, возможно, крушение кумиров.

Затрагивая вопрос грамотности, мы не можем обойти стороною особенности говоров. Грамотно ли окать? Грамотно ли акать? Допустимо ли употреблять твёрдый "щ"? Всё грамотно, ведь нельзя же сказать, что говор какой-то местности правильнее говоров остальных? Будь он хоть трижды столичным, он не станет от этого важнее и лучше.
***
Итак, мы доказали противоречивость и непригодность определения грамотности жишишников и должны сейчас привести собственное.
Определение грамотности по Чисторечию:
Грамотность - осмысленное следование правилам, понимание, почему установилась та или иная норма, а при возможности выбора - использование исключительно того извода нормы, который больше нравится.

Мы предлагаем поучаствовать в обсуждении этого определения в ответах, а также задавать вопросы в обсуждении "Почему это правильно и правильно ли?" (Ссылка: https://vk.com/topic-171739823_41709028)