Скарабей
(от греч. σκαραβος — жук) — весьма распространенный в Древн. Египте фигурки священного жука (atenchus sacer) из камня или глазированной глины, служившие амулетами, печатями, медалями. В качестве амулетов считались средством получения бессмертия благодаря этимологии своего названия (жук по-егип. хепру, а хепру также значит "быть, существовать"). С. носились живыми и клались в гроб мертвым. Послание получали также особенные С. больших размеров, которые влагались внутрь мумии вместо вынутого сердца; на обратной стороне их писались магические тексты, особенно 30 глава Книги Мертвых, убеждавшая сердце не свидетельствовать против покойного на загробном суде. С. часто изображают как тело жука без лапок, еще чаще — только верхнюю часть его; нижняя представляет гладкий овал, на котором вырезывались имена или изображения богов, священных эмблем и т. п. С. с именами частных лиц служили большею частью печатями. Наконец, существовали большие С., на плоской стороне которых цари помещали надписи о выдающихся событиях своей жизни; подобные так наз. исторические С. дошли до нас в значительном количестве от Аменготепа III, отмечавшего на них свои охоты и брачные союзы. С. с именами царей имеют важное значение для датировки и для суждения об относительной популярности и продолжительности царствования. Иногда на С. помещались изображения, а также небольшие надписи нравоучительного характера. В Древнем царстве С. не были, кажется, в употреблении; все известные экземпляры с именами царей этого времени — позднейшие подделки. В Среднем царстве С. делаются большею частью из камней — ляпис-лазури, аметиста и др.; глазируются С., сделанные из камней, не имеющих своего яркого цвета. В Новом царстве встречается очень много С. из глазированной глины. Маленькие С. обыкновенно проткнуты для нанизывания. Кроме С.-жуков встречаются так наз. скарабеоиды с простой выпуклой частью, имеющей изредка другие фигуры, напр. голову негра и т. д. С. были в употреблении не только в Египте. Финикияне подделывали их и вели ими торг. Распространение египетских культов в Римской империи занесло С. в разные страны Востока и Запада, между прочим, и на наш юг, где находят нередко не только чисто египетские С., но, по-видимому, и сфабрикованные на месте. С. под именем жуковин были известны в Московской Руси как часть дамского убора; они получались из Царьграда и упоминаются в документах еще в XVI в. См. Myer, "Scarabs: history, manufacture and religions symbolism" (Пар., 1894); Савваитов, "Описание старинных русских утварей" (СПб., 1896).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
(от греч. σκαραβος — жук) — весьма распространенный в Древн. Египте фигурки священного жука (atenchus sacer) из камня или глазированной глины, служившие амулетами, печатями, медалями. В качестве амулетов считались средством получения бессмертия благодаря этимологии своего названия (жук по-егип. хепру, а хепру также значит "быть, существовать"). С. носились живыми и клались в гроб мертвым. Послание получали также особенные С. больших размеров, которые влагались внутрь мумии вместо вынутого сердца; на обратной стороне их писались магические тексты, особенно 30 глава Книги Мертвых, убеждавшая сердце не свидетельствовать против покойного на загробном суде. С. часто изображают как тело жука без лапок, еще чаще — только верхнюю часть его; нижняя представляет гладкий овал, на котором вырезывались имена или изображения богов, священных эмблем и т. п. С. с именами частных лиц служили большею частью печатями. Наконец, существовали большие С., на плоской стороне которых цари помещали надписи о выдающихся событиях своей жизни; подобные так наз. исторические С. дошли до нас в значительном количестве от Аменготепа III, отмечавшего на них свои охоты и брачные союзы. С. с именами царей имеют важное значение для датировки и для суждения об относительной популярности и продолжительности царствования. Иногда на С. помещались изображения, а также небольшие надписи нравоучительного характера. В Древнем царстве С. не были, кажется, в употреблении; все известные экземпляры с именами царей этого времени — позднейшие подделки. В Среднем царстве С. делаются большею частью из камней — ляпис-лазури, аметиста и др.; глазируются С., сделанные из камней, не имеющих своего яркого цвета. В Новом царстве встречается очень много С. из глазированной глины. Маленькие С. обыкновенно проткнуты для нанизывания. Кроме С.-жуков встречаются так наз. скарабеоиды с простой выпуклой частью, имеющей изредка другие фигуры, напр. голову негра и т. д. С. были в употреблении не только в Египте. Финикияне подделывали их и вели ими торг. Распространение египетских культов в Римской империи занесло С. в разные страны Востока и Запада, между прочим, и на наш юг, где находят нередко не только чисто египетские С., но, по-видимому, и сфабрикованные на месте. С. под именем жуковин были известны в Московской Руси как часть дамского убора; они получались из Царьграда и упоминаются в документах еще в XVI в. См. Myer, "Scarabs: history, manufacture and religions symbolism" (Пар., 1894); Савваитов, "Описание старинных русских утварей" (СПб., 1896).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.