Запись со стены сообщества Чисторечие
Кто какое слово придумал для потомков

*из статьи Игоря Вирабова "Узники словести"*

Летчик, атомная бомба

Исследователи добросовестно спорят о том, кто раньше произнес слово "летчик". Есть версии - то ли Александр Грин, то ли Михаил Пришвин. Но общепринято считать, что это Хлебников. До него Александр Блок посвятил погибшему в авиакатастрофе капитану Мациевичу стихотворение "Авиатор" - он назван "летуном", "пилотом". А 5 лет спустя, в 1915 году, Хлебников написал "Тризну", в которой и появилась "тень от летчиков в пыли".

Потом еще в двадцатых, независимо друг от друга, почти одновременно, Хлебников и Андрей Белый сконструировали страшилку ХХ века - словосочетание "атомная бомба". До них, в 1913 году, atomic bomb Уэллса из романа "Освобожденный мир" переводили как "атомическую бомбу".

Пусть специалисты спорят, кто что придумал первым, кто вторым. Хлебников изобретал "Образчики словоновшеств в языке" и фонтанировал неологизмами бесперебойно. Что-то прижилось, чего-то никто и не вспомнит: он вот сам сетовал, что "летчик остался, а льтица отлетела". В водопаде "отлетевших" каких только не было у него слов - и отрицанцы, и брюховеры, и гнилолюбы, и тухлоумцы, и весничие.

А вот слово "самолет", оказывается, появилось еще в 1853 году, когда отставной капитан Владимир фон Глазенап и титулярный советник Максимиллиан фон Адлерскрон зарегистрировали под таким диковинным названием свое пароходное общество на Волге. Какой "Самолет"? Откуда? А необъяснимо. Озарило так вот. Что-то в воздухе пронеслось.

Последние два "самолетских" парохода, кстати, плавали аж до 90-х годов ХХ века. На бывшей "Великой княжне Татьяне Николаевне", ставшей "Спартаком", снимался еще фильм "Жестокий романс" - в кино это пароход "Ласточка".

Смена вех: кто какие когда придумал слова

Век XVIII. Просвещение, перевороты, рококо и церемонии.

Михаил Ломоносов придумал слова: кислород (вместо оксигениума), формула, термометр, атмосфера, микроскоп, автограф, чертеж, земная ось, нелепость, маятник, насос, рудник, кровля, косяк, созвездие, полнолуние, притяжение, гашеная известь, удельный вес, предложный падеж.

Поэт Антиох Кантемир: кризис, средоточие, критик, характер, вкус (одеваться со вкусом), понятие, жадность, деликатность, надменность.

Василий Тредиаковский: общество, искусство, достоверный, вероятный, беспристрастность, благодарность, злобность, почтительность, неосмотрительность, дальновидность и даже гласность.

XVIII-XIX, грань веков. Полусонная держава, сантименты и ожидания.

Гавриил Державин: ручьиться (то есть течь, как ручей).

Николай Карамзин: благотворительность, влюбленность, вольнодумство, достопримечательность, ответственность, подозрительность, промышленность, утонченность, тротуар, кучер, трогательный, общественность, человечность, общеполезный.

Александр Радищев: гражданин (как полноценный член общества).

Век XIX, первая треть. В поисках самосознания, от романтизма к реализму.

Художник Карл Брюллов: отсебятина.

Николай Гоголь: халатность, обыностраниться.

Василий Жуковский: обезмышить, омноголюдеть, оравнодушеть.

Александр Шишков: лицедей.

Критик Виссарион Белинский: субъективный, объективный.

Век XIX. На перепутье: реформы и смутьяны.

Писатель Петр Боборыкин: интеллигент, интеллигенция.

Михаил Салтыков-Щедрин: головотяпство, благоглупости, злопыхательство, мягкотелый.

Иван Тургенев: нигилист.

Федор Достоевский: приживалка, стушеваться, административный восторг.

Антон Чехов: тараканить, этикетничать, собачиться, каверзить, окошкодохлиться, бумагопожиратели, пьесопекарня, драмописец, тюрьмоведение, испанистая терраса.

Век XX, первая половина. Время Хлебникова, белое и красное в головах.

Алексей Крученых: заумь, заумный.

Игорь Северянин: бездарь.

Владимир Маяковский: прозаседавшиеся.

Слова нового быта: большевики, меньшевики, летучки, нэпманы, продразверстка, завначсклада, упрощенка, советский.

Век XX. Космос и два мира - две судьбы.

Фантаст Александр Казанцев: вертолет, инопланетяне (вместо инопланетчиков).

Михаил Зощенко: полуинтеллигент.

Александр Солженицын: образованщина.

Александр Градский претендует на авторство слов "совок" и "журналюги".

Чем питаемся сейчас

Говорят, язык саморегулируется и выживает, что с ним ни делай, сам по себе. С этим и спорить нечего. Просто заметим: литераторы теперь вдруг перестали быть придумщиками слов - на смену им пришли пиарщики и прочие слововнушители. Язык глобализации, стирая все, как терка, несет по всему миру слова-кальки: целлюлиты, шопинги, гламуры, копирайтеры, фрилансеры, мерчендайзеры, хедлайнеры, тренды, дресс-коды, ньюсмейкеры, слоганы, флаеры, соки-фреш, овощи-гриль и картофель-фри. Да, и аватары тоже.

Целый мир потребления новых смыслов и новых идеологий. Старые знакомые слова текут, меняются и означают не то, что прежде: оранжевая чума, белые ленточки, бандерлоги, хомячки, мимимитинги.

https://www.google.com/amp/s/rg.ru/amp/2012/07/05/hlebnikov.html