Кто какое слово придумал для потомков
*из статьи Игоря Вирабова "Узники словести"*
Летчик, атомная бомба
Исследователи добросовестно спорят о том, кто раньше произнес слово "летчик". Есть версии - то ли Александр Грин, то ли Михаил Пришвин. Но общепринято считать, что это Хлебников. До него Александр Блок посвятил погибшему в авиакатастрофе капитану Мациевичу стихотворение "Авиатор" - он назван "летуном", "пилотом". А 5 лет спустя, в 1915 году, Хлебников написал "Тризну", в которой и появилась "тень от летчиков в пыли".
Потом еще в двадцатых, независимо друг от друга, почти одновременно, Хлебников и Андрей Белый сконструировали страшилку ХХ века - словосочетание "атомная бомба". До них, в 1913 году, atomic bomb Уэллса из романа "Освобожденный мир" переводили как "атомическую бомбу".
Пусть специалисты спорят, кто что придумал первым, кто вторым. Хлебников изобретал "Образчики словоновшеств в языке" и фонтанировал неологизмами бесперебойно. Что-то прижилось, чего-то никто и не вспомнит: он вот сам сетовал, что "летчик остался, а льтица отлетела". В водопаде "отлетевших" каких только не было у него слов - и отрицанцы, и брюховеры, и гнилолюбы, и тухлоумцы, и весничие.
А вот слово "самолет", оказывается, появилось еще в 1853 году, когда отставной капитан Владимир фон Глазенап и титулярный советник Максимиллиан фон Адлерскрон зарегистрировали под таким диковинным названием свое пароходное общество на Волге. Какой "Самолет"? Откуда? А необъяснимо. Озарило так вот. Что-то в воздухе пронеслось.
Последние два "самолетских" парохода, кстати, плавали аж до 90-х годов ХХ века. На бывшей "Великой княжне Татьяне Николаевне", ставшей "Спартаком", снимался еще фильм "Жестокий романс" - в кино это пароход "Ласточка".
Смена вех: кто какие когда придумал слова
Век XVIII. Просвещение, перевороты, рококо и церемонии.
Михаил Ломоносов придумал слова: кислород (вместо оксигениума), формула, термометр, атмосфера, микроскоп, автограф, чертеж, земная ось, нелепость, маятник, насос, рудник, кровля, косяк, созвездие, полнолуние, притяжение, гашеная известь, удельный вес, предложный падеж.
Поэт Антиох Кантемир: кризис, средоточие, критик, характер, вкус (одеваться со вкусом), понятие, жадность, деликатность, надменность.
Василий Тредиаковский: общество, искусство, достоверный, вероятный, беспристрастность, благодарность, злобность, почтительность, неосмотрительность, дальновидность и даже гласность.
XVIII-XIX, грань веков. Полусонная держава, сантименты и ожидания.
Гавриил Державин: ручьиться (то есть течь, как ручей).
Николай Карамзин: благотворительность, влюбленность, вольнодумство, достопримечательность, ответственность, подозрительность, промышленность, утонченность, тротуар, кучер, трогательный, общественность, человечность, общеполезный.
Александр Радищев: гражданин (как полноценный член общества).
Век XIX, первая треть. В поисках самосознания, от романтизма к реализму.
Художник Карл Брюллов: отсебятина.
Николай Гоголь: халатность, обыностраниться.
Василий Жуковский: обезмышить, омноголюдеть, оравнодушеть.
Александр Шишков: лицедей.
Критик Виссарион Белинский: субъективный, объективный.
Век XIX. На перепутье: реформы и смутьяны.
Писатель Петр Боборыкин: интеллигент, интеллигенция.
Михаил Салтыков-Щедрин: головотяпство, благоглупости, злопыхательство, мягкотелый.
Иван Тургенев: нигилист.
Федор Достоевский: приживалка, стушеваться, административный восторг.
Антон Чехов: тараканить, этикетничать, собачиться, каверзить, окошкодохлиться, бумагопожиратели, пьесопекарня, драмописец, тюрьмоведение, испанистая терраса.
Век XX, первая половина. Время Хлебникова, белое и красное в головах.
Алексей Крученых: заумь, заумный.
Игорь Северянин: бездарь.
Владимир Маяковский: прозаседавшиеся.
Слова нового быта: большевики, меньшевики, летучки, нэпманы, продразверстка, завначсклада, упрощенка, советский.
Век XX. Космос и два мира - две судьбы.
Фантаст Александр Казанцев: вертолет, инопланетяне (вместо инопланетчиков).
Михаил Зощенко: полуинтеллигент.
Александр Солженицын: образованщина.
Александр Градский претендует на авторство слов "совок" и "журналюги".
Чем питаемся сейчас
Говорят, язык саморегулируется и выживает, что с ним ни делай, сам по себе. С этим и спорить нечего. Просто заметим: литераторы теперь вдруг перестали быть придумщиками слов - на смену им пришли пиарщики и прочие слововнушители. Язык глобализации, стирая все, как терка, несет по всему миру слова-кальки: целлюлиты, шопинги, гламуры, копирайтеры, фрилансеры, мерчендайзеры, хедлайнеры, тренды, дресс-коды, ньюсмейкеры, слоганы, флаеры, соки-фреш, овощи-гриль и картофель-фри. Да, и аватары тоже.
Целый мир потребления новых смыслов и новых идеологий. Старые знакомые слова текут, меняются и означают не то, что прежде: оранжевая чума, белые ленточки, бандерлоги, хомячки, мимимитинги.
https://www.google.com/amp/s/rg.ru/amp/2012/07/05/hlebnikov.html
*из статьи Игоря Вирабова "Узники словести"*
Летчик, атомная бомба
Исследователи добросовестно спорят о том, кто раньше произнес слово "летчик". Есть версии - то ли Александр Грин, то ли Михаил Пришвин. Но общепринято считать, что это Хлебников. До него Александр Блок посвятил погибшему в авиакатастрофе капитану Мациевичу стихотворение "Авиатор" - он назван "летуном", "пилотом". А 5 лет спустя, в 1915 году, Хлебников написал "Тризну", в которой и появилась "тень от летчиков в пыли".
Потом еще в двадцатых, независимо друг от друга, почти одновременно, Хлебников и Андрей Белый сконструировали страшилку ХХ века - словосочетание "атомная бомба". До них, в 1913 году, atomic bomb Уэллса из романа "Освобожденный мир" переводили как "атомическую бомбу".
Пусть специалисты спорят, кто что придумал первым, кто вторым. Хлебников изобретал "Образчики словоновшеств в языке" и фонтанировал неологизмами бесперебойно. Что-то прижилось, чего-то никто и не вспомнит: он вот сам сетовал, что "летчик остался, а льтица отлетела". В водопаде "отлетевших" каких только не было у него слов - и отрицанцы, и брюховеры, и гнилолюбы, и тухлоумцы, и весничие.
А вот слово "самолет", оказывается, появилось еще в 1853 году, когда отставной капитан Владимир фон Глазенап и титулярный советник Максимиллиан фон Адлерскрон зарегистрировали под таким диковинным названием свое пароходное общество на Волге. Какой "Самолет"? Откуда? А необъяснимо. Озарило так вот. Что-то в воздухе пронеслось.
Последние два "самолетских" парохода, кстати, плавали аж до 90-х годов ХХ века. На бывшей "Великой княжне Татьяне Николаевне", ставшей "Спартаком", снимался еще фильм "Жестокий романс" - в кино это пароход "Ласточка".
Смена вех: кто какие когда придумал слова
Век XVIII. Просвещение, перевороты, рококо и церемонии.
Михаил Ломоносов придумал слова: кислород (вместо оксигениума), формула, термометр, атмосфера, микроскоп, автограф, чертеж, земная ось, нелепость, маятник, насос, рудник, кровля, косяк, созвездие, полнолуние, притяжение, гашеная известь, удельный вес, предложный падеж.
Поэт Антиох Кантемир: кризис, средоточие, критик, характер, вкус (одеваться со вкусом), понятие, жадность, деликатность, надменность.
Василий Тредиаковский: общество, искусство, достоверный, вероятный, беспристрастность, благодарность, злобность, почтительность, неосмотрительность, дальновидность и даже гласность.
XVIII-XIX, грань веков. Полусонная держава, сантименты и ожидания.
Гавриил Державин: ручьиться (то есть течь, как ручей).
Николай Карамзин: благотворительность, влюбленность, вольнодумство, достопримечательность, ответственность, подозрительность, промышленность, утонченность, тротуар, кучер, трогательный, общественность, человечность, общеполезный.
Александр Радищев: гражданин (как полноценный член общества).
Век XIX, первая треть. В поисках самосознания, от романтизма к реализму.
Художник Карл Брюллов: отсебятина.
Николай Гоголь: халатность, обыностраниться.
Василий Жуковский: обезмышить, омноголюдеть, оравнодушеть.
Александр Шишков: лицедей.
Критик Виссарион Белинский: субъективный, объективный.
Век XIX. На перепутье: реформы и смутьяны.
Писатель Петр Боборыкин: интеллигент, интеллигенция.
Михаил Салтыков-Щедрин: головотяпство, благоглупости, злопыхательство, мягкотелый.
Иван Тургенев: нигилист.
Федор Достоевский: приживалка, стушеваться, административный восторг.
Антон Чехов: тараканить, этикетничать, собачиться, каверзить, окошкодохлиться, бумагопожиратели, пьесопекарня, драмописец, тюрьмоведение, испанистая терраса.
Век XX, первая половина. Время Хлебникова, белое и красное в головах.
Алексей Крученых: заумь, заумный.
Игорь Северянин: бездарь.
Владимир Маяковский: прозаседавшиеся.
Слова нового быта: большевики, меньшевики, летучки, нэпманы, продразверстка, завначсклада, упрощенка, советский.
Век XX. Космос и два мира - две судьбы.
Фантаст Александр Казанцев: вертолет, инопланетяне (вместо инопланетчиков).
Михаил Зощенко: полуинтеллигент.
Александр Солженицын: образованщина.
Александр Градский претендует на авторство слов "совок" и "журналюги".
Чем питаемся сейчас
Говорят, язык саморегулируется и выживает, что с ним ни делай, сам по себе. С этим и спорить нечего. Просто заметим: литераторы теперь вдруг перестали быть придумщиками слов - на смену им пришли пиарщики и прочие слововнушители. Язык глобализации, стирая все, как терка, несет по всему миру слова-кальки: целлюлиты, шопинги, гламуры, копирайтеры, фрилансеры, мерчендайзеры, хедлайнеры, тренды, дресс-коды, ньюсмейкеры, слоганы, флаеры, соки-фреш, овощи-гриль и картофель-фри. Да, и аватары тоже.
Целый мир потребления новых смыслов и новых идеологий. Старые знакомые слова текут, меняются и означают не то, что прежде: оранжевая чума, белые ленточки, бандерлоги, хомячки, мимимитинги.
https://www.google.com/amp/s/rg.ru/amp/2012/07/05/hlebnikov.html