Запись со стены сообщества Чисторечие
Поздравляем всех с сегодняшним замечательным праздником: Днём Славянской письменности и культуры, Днём памяти святых Кирилла и Мефодия — великих создателей Славянских азбук: Глаголицы и Кириллицы (*по некоторым предположениям, Кириллица была окончательно создана святым Мефодием и его учениками уже после кончины святого Кирилла и названа так в его память — но ещё при его жизни, в ходе создания Глаголицы, была выполнена та главная задача, которая лежит в основе создания любой азбуки: однозначно определён полный список тех звуков, для каждого из которых нужен свой особый знак для его передачи на письме — буква*) , а также того "книжного" общеславянского языка, который был (а во многом и теперь остаётся) достаточно понятным для представителей всех Славянских народов и называется теперь "церковнославянским", т.к. он был создан прежде всего для церковного употребления и для распространения вероучения Православного Христианства среди Славян, и до сих пор, с некоторыми незначительными изменениями, он продолжает употребляться в Православных церквях славянских народов.
В наше время найден ряд подтверждений использования Славянами в прежние времена, прежде изобретения и распространения Глаголицы и Кириллицы, некоторых других, более древних видов и способов письменности, которые не удаётся восстановить и воспроизвести во всех подробностях (*а первое известие об этих "докирилловских" Славянских письменностях содержится ещё в древнем произведении Славянского церковного писателя, черноризца Храбра, озаглавленном "Похвала святым Кириллу и Мефодию", в котором эти "докирилловские" письменности названы "чертами и резами"*) — но можно с уверенностью сказать об этих "чертах и резах", об этих "докирилловских" Славянских письменностях, что в них не было той необходимой стройности и чёткости, того удобства использования и того строгого взаимно-однозначного соответствия "буква — звук", которые имеются в Глаголице и Кириллице и благодаря которым эти Славянские письменности получили широкое распространение и применение и утвердились в качестве общепринятых у Сербов, Болгар и в Древней Руси, а Кириллица затем также и у многих неславянских народов в современной России (*Глаголица, из-за более сложного начертания её букв, вскоре уступила место Кириллице и постепенно вышла из употребления — хотя в некоторых книгах католиков-хорватов она употреблялась вплоть до 19 века*) .



11-ОЕ МАЯ

Нас всех, собравшихся на общий праздник снова,
Учило нынче нас евангельское слово
В своей священной простоте:
«Не утаится Град от зрения людского,
Стоя на горней высоте».

Будь это и для нас возвещено не всуе —
Заветом будь оно и нам,
И мы, великий день здесь братски торжествуя,
Поставим наш союз на высоту такую,
Чтоб всем он виден был — всем братским племенам.

(Фёдор Иванович Тютчев)

(*11 мая по принятому в дореволюционной России "юлианскому" календарю ("старому стилю") — это сегодняшний день, 24 мая, по современному "новому стилю", т.е. по "григорианскому" календарю*)



* * *

Великий день Кирилловой кончины —
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им:
Когда, прощаяся и с братом, и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...

Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черёд, как он, не довершив труда,
И мы с неё сойдём и, словеса святые
Его воспомянув, воскликнем мы тогда:
«Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам!»

(Фёдор Иванович Тютчев)




* * *

Вот азбука – начало всех начал,
Открыл букварь, и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего написанного слова,
Великого, как Тихий океан.

(Ян Гольцман)

(*Константин — имя святого Кирилла, данное ему при рождении и сохранённое при постриге в монашество; за свои обширные познания и глубокомысленность он получил от своих современников прозвище "философ"; Кириллом же он был наречён только при постриге в высшую степень монашества — схимничество: именно поэтому на иконах его принято изображать в схимническом одеянии*) .