А.С.Шишков: предтеча славянофилов и почвенников
В советское время Шишков вошел в учебники по русской истории и литературе как человек крайних и нелепых взглядов, в лучшем случае чудак (достаточно вспомнить постоянно приписываемое ему врагами изречение: «Хорошилище в мокроступах идет по ристалищу в позорище», то есть «Франт в галошах идет по бульвару в театр»).
Такие оценки и такое отношение крайне несправедливы. Современник Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Шишков был одним из ключевых участников и предводителей тогдашнего образованного общества. Будучи облечён властью, он сыграл немаловажную роль в царствования Александра I и Николая I, занимая должность государственного секретаря в годы Отечественной войны 1812 года, затем президента Российской Академии (до 1841 года), министра народного просвещения (до 1828 года), наконец, члена Государственного Совета (до 1841 года, до самой своей смерти).
«Сей старец дорог нам: друг чести, друг народа,
Он славен славою двенадцатого года»
Эти запоминающиеся строки посвящены были А. С. Пушкиным в 1824 году адмиралу Александру Семеновичу Шишкову (1754–1841) – выдающемуся русскому государственному и общественному деятелю, писателю, языковеду.
По сути А.С.Шишков являлся одним из основателей зарождавшегося тогда в России направления общественной мысли, которое переросло в славянофильство и затем в почвенничество.
Шишков еще задолго до славянофилов видел в крестьянстве источник нравственных ценностей, хранителя обычаев, уже недоступных «испорченному» высшему обществу: «Мы не для того обрили бороды, чтоб презирать тех, которые ходили прежде или ходят еще и ныне с бородами; не для того надели короткое немецкое платье, дабы гнушаться теми, у которых долгие зипуны. Мы выучились танцевать менуэты; но за что же насмехаться нам над сельскою пляскою бодрых и веселых юношей, питающих нас своими трудами? Они так точно пляшут, как, бывало, плясывали наши деды и бабки. Должны ли мы, выучась петь итальянские арии, возненавидеть подблюдные песни? Должны ли о Святой неделе изломать все лубки для того только, что в Париже не катают яйцами? Просвещение велит избегать пороков – как старинных, так и новых; но просвещение не велит, едучи в карете, гнушаться телегою. Напротив, оно, соглашаясь с естеством, рождает в душах наших чувство любви даже и к бездушным вещам тех мест, где родились предки наши и мы сами».
Что же касается вопроса о значении исконного уклада русской жизни, отметим, что сам Шишков осознавал невозможность возврата в прошлое, хотя именно это ему неоднократно приписывалось. Он ясно видел границы возможного, но подчеркивал недопустимость пренебрежительного отношения к своим истокам: «Возвращаться же к прародительским обычаям нет никакой нужды, однако ненавидеть их не должно».
В своём знаменитом «Рассуждении о старом и новом слоге Российского языка» Шишков провозглашала необходимость воспитания на народных основах, опирающегося на собственные языковые, общественные, бытовые устои (например, в одежде, еде, повседневных поведенческих установках) и развития любви к Отечеству.
Краеугольные положения, изложенные в «Рассуждении» позволили позже славянофилам называть А.С.Шишкова в числе своих учителей и промыслительных предшественников. Алексей Степанович Хомяков в своём «Разговоре в Подмосковной» (1856 год) писал: «Он много принес пользы и много бросил добрых семян. Правда, почти вся литература той эпохи, все двигатели ее были на стороне Карамзина; но не забудьте, что Грибоедов считал себя учеником Шишкова, что Гоголь и Пушкин ценили его заслуги, что сам Карамзин отдал ему впоследствии справедливость».
Будучи государственным секретарём Шишков должен был находиться при государе в качестве личного секретаря для составления манифестов, указов и других бумаг канцелярии Александра I. Манифесты, написанные Шишковым, зачитывались по всей России. И он воистину блестяще выполнил роль главного державного мыслителя и глашатая Отечественной войны 1812 года. Составленные им манифесты, являясь откликами на все ее важнейшие события, поднимали дух русского народа, усиливали и укрепляли его отечественный дух, поддерживали в тяжелые дни поражений.
В воспоминаниях почитателя Шишкова и родоначальника славянофильской династии С. Т. Аксакова говорится о том, что «писанные им манифесты действовали электрически на целую Русь... Русское чувство, которым они были проникнуты, сильно отзывалось в сердцах русских людей». Тонкий консервативный мыслитель А. С. Стурдза отмечал: «он написал чистым языком множество манифестов, в которых отразилось все изумительное величие тогдашних событий. И таким образом водимое любовью к отечеству перо Шишкова врезало неизгладимые черты на скрижалях нашей современной истории».
#А_С_Шишков #чисторечие #русский_язык #заимствования
Источник: https://katehon.com/ru/article/borec-s-frankobesiem?page=42 зг
В советское время Шишков вошел в учебники по русской истории и литературе как человек крайних и нелепых взглядов, в лучшем случае чудак (достаточно вспомнить постоянно приписываемое ему врагами изречение: «Хорошилище в мокроступах идет по ристалищу в позорище», то есть «Франт в галошах идет по бульвару в театр»).
Такие оценки и такое отношение крайне несправедливы. Современник Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Шишков был одним из ключевых участников и предводителей тогдашнего образованного общества. Будучи облечён властью, он сыграл немаловажную роль в царствования Александра I и Николая I, занимая должность государственного секретаря в годы Отечественной войны 1812 года, затем президента Российской Академии (до 1841 года), министра народного просвещения (до 1828 года), наконец, члена Государственного Совета (до 1841 года, до самой своей смерти).
«Сей старец дорог нам: друг чести, друг народа,
Он славен славою двенадцатого года»
Эти запоминающиеся строки посвящены были А. С. Пушкиным в 1824 году адмиралу Александру Семеновичу Шишкову (1754–1841) – выдающемуся русскому государственному и общественному деятелю, писателю, языковеду.
По сути А.С.Шишков являлся одним из основателей зарождавшегося тогда в России направления общественной мысли, которое переросло в славянофильство и затем в почвенничество.
Шишков еще задолго до славянофилов видел в крестьянстве источник нравственных ценностей, хранителя обычаев, уже недоступных «испорченному» высшему обществу: «Мы не для того обрили бороды, чтоб презирать тех, которые ходили прежде или ходят еще и ныне с бородами; не для того надели короткое немецкое платье, дабы гнушаться теми, у которых долгие зипуны. Мы выучились танцевать менуэты; но за что же насмехаться нам над сельскою пляскою бодрых и веселых юношей, питающих нас своими трудами? Они так точно пляшут, как, бывало, плясывали наши деды и бабки. Должны ли мы, выучась петь итальянские арии, возненавидеть подблюдные песни? Должны ли о Святой неделе изломать все лубки для того только, что в Париже не катают яйцами? Просвещение велит избегать пороков – как старинных, так и новых; но просвещение не велит, едучи в карете, гнушаться телегою. Напротив, оно, соглашаясь с естеством, рождает в душах наших чувство любви даже и к бездушным вещам тех мест, где родились предки наши и мы сами».
Что же касается вопроса о значении исконного уклада русской жизни, отметим, что сам Шишков осознавал невозможность возврата в прошлое, хотя именно это ему неоднократно приписывалось. Он ясно видел границы возможного, но подчеркивал недопустимость пренебрежительного отношения к своим истокам: «Возвращаться же к прародительским обычаям нет никакой нужды, однако ненавидеть их не должно».
В своём знаменитом «Рассуждении о старом и новом слоге Российского языка» Шишков провозглашала необходимость воспитания на народных основах, опирающегося на собственные языковые, общественные, бытовые устои (например, в одежде, еде, повседневных поведенческих установках) и развития любви к Отечеству.
Краеугольные положения, изложенные в «Рассуждении» позволили позже славянофилам называть А.С.Шишкова в числе своих учителей и промыслительных предшественников. Алексей Степанович Хомяков в своём «Разговоре в Подмосковной» (1856 год) писал: «Он много принес пользы и много бросил добрых семян. Правда, почти вся литература той эпохи, все двигатели ее были на стороне Карамзина; но не забудьте, что Грибоедов считал себя учеником Шишкова, что Гоголь и Пушкин ценили его заслуги, что сам Карамзин отдал ему впоследствии справедливость».
Будучи государственным секретарём Шишков должен был находиться при государе в качестве личного секретаря для составления манифестов, указов и других бумаг канцелярии Александра I. Манифесты, написанные Шишковым, зачитывались по всей России. И он воистину блестяще выполнил роль главного державного мыслителя и глашатая Отечественной войны 1812 года. Составленные им манифесты, являясь откликами на все ее важнейшие события, поднимали дух русского народа, усиливали и укрепляли его отечественный дух, поддерживали в тяжелые дни поражений.
В воспоминаниях почитателя Шишкова и родоначальника славянофильской династии С. Т. Аксакова говорится о том, что «писанные им манифесты действовали электрически на целую Русь... Русское чувство, которым они были проникнуты, сильно отзывалось в сердцах русских людей». Тонкий консервативный мыслитель А. С. Стурдза отмечал: «он написал чистым языком множество манифестов, в которых отразилось все изумительное величие тогдашних событий. И таким образом водимое любовью к отечеству перо Шишкова врезало неизгладимые черты на скрижалях нашей современной истории».
#А_С_Шишков #чисторечие #русский_язык #заимствования
Источник: https://katehon.com/ru/article/borec-s-frankobesiem?page=42 зг