ОКЛЕВЕТАННЫЙ А.С.ШИШКОВ
Александра Семёновича Шишкова поистине можно назвать великаном отечественной охранительной мысли, столпом чисторечия.
В прежние времена западники измыслили немало лжи и клеветы о нём.
Но и в советское время Шишков вошел в учебники по русской истории и литературе как человек крайних и нелепых взглядов, в лучшем случае чудак (достаточно вспомнить постоянно приписываемое ему врагами изречение: «Хорошилище в мокроступах идет по ристалищу в позорище», то есть «Франт в галошах идет по бульвару в театр»).
Ему приписывают полный отрыв от действительности, крайнюю степень очистительства, граничащую с помешательством, однако всё это неправда.
Что же касается вопроса о значении исконного уклада русской жизни сам Шишков осознавал невозможность возврата в прошлое, хотя именно это ему неоднократно приписывалось. Он ясно видел границы возможного, но подчеркивал недопустимость пренебрежительного отношения к собственным истокам: «Возвращаться же к прародительским обычаям нет никакой нужды, однако ненавидеть их не должно».
В своём знаменитом «Рассуждении о старом и новом слоге Российского языка» Шишков провозглашала необходимость воспитания на народных основах, опирающегося на собственные языковые, общественные, бытовые устои (например, в одежде, еде, повседневных поведенческих установках) и развития любви к Отечеству.
Противники Шишкова приписывали ему мысль об полной недопустимости каких‑либо заимствований из других языков. На самом же деле он не отвергал в корне самой возможности языковых влияний. Шишков так излагает свои взгляды на этот вопрос: «По моему мнению, кто желает действительную пользу приносить языку своему, тот всякого рода чужестранные слова не иначе употреблять должен, как по самой необходимой нужде, не предпочитая их никогда Российским названиям там, где как чужое, так и свое название с равною ясностию употреблены быть могут».
Злые языки утверждали, что Шишков якобы призывал писать на церковнославянском. Но вот что говорит сам Шишков в знаменитом «Рассуждение о старом и новом слоге Российского языка»: «Я не то утверждаю, что должно писать точно Славенским слогом, но говорю, что Славенский язык есть корень и основание Российского языка; он сообщает ему богатство, разум, силу, красоту. И так в нем упражняться и из него почерпать должно искусство красноречия, а не из Боннетов, Волтеров, Юнгов, Томсонов и других иностранных сочинителей».
Ругатели Шишкова писали о том, что он был якобы посмешищем для тогдашнего обществ, чудаковатым старичком, которого никто не воспринимал. Однако же мы узнаём, что адмирал А.С.Шишков, прославленный победами в войне 1812 года, был одним из ключевых участников и предводителей тогдашнего образованного общества. Будучи облечён властью, он сыграл немаловажную роль в царствования Александра I и Николая I, занимая должность государственного секретаря в годы Отечественной войны 1812 года, затем президента Российской Академии (до 1841 года), министра народного просвещения (до 1828 года), наконец, члена Государственного Совета (до самой своей смерти в 1841 году).
На государевой службе он совершил немало великого и был уважаем даже своими противниками.
Будучи государственным секретарём, Шишков должен был находиться при государе в качестве личного секретаря для составления манифестов, указов и других бумаг канцелярии Александра I. Манифесты, написанные Шишковым, зачитывались по всей России. И он воистину блестяще выполнил роль главного державного мыслителя и глашатая Отечественной войны 1812 года.
В воспоминаниях почитателя Шишкова и родоначальника славянофильской династии С.Т.Аксакова говорится о том, что «писанные им манифесты действовали электрически на целую Русь... Русское чувство, которым они были проникнуты, сильно отзывалось в сердцах русских людей». Тонкий мыслитель-державник А. С. Стурдза отмечал: «он написал чистым языком множество манифестов, в которых отразилось все изумительное величие тогдашних событий. И таким образом водимое любовью к отечеству перо Шишкова врезало неизгладимые черты на скрижалях нашей современной истории».
После отставки А.Н.Голицына в 1824 году А.С.Шишков назначается министром народного просвещения и главноуправляющим духовными делами иностранных исповеданий.
После событий 14 декабря 1825 года Шишков был членом Верховного уголовного суда по делу декабристов и выступал за некоторое смягчение наказаний государственным преступникам.
По инициативе министра просвещения Шишкова в 1826 году был принят цензурный устав, прозванный современниками «чугунным», который был призван в предельной степени предотвратить распространение растлевающих и западнических воззрений. Министр просвещения Шишков подготовил программу народного воспитания в духе православия, верности самодержавию и сословным началам. В 1828 году Шишков был отправлен в отставку с поста министра «по преклонности лет», сохранив звание члена Государственного Совета и президента Российской Академии, однако, основные его замыслы в области просвещения были в 30-е годы продолжены его приемником С. С. Уваровым, знаменитым создателем троицы «Православие. Самодержавие. Народность»
Выпуск подготовлен на основе статьи Аркадия Минакова "А.С.ШИШКОВ: БОРЕЦ С ФРАНКОБЕСИЕМ", размещённой на площадке "Катехон".
#А_С_Шишков #чисторечие #русский_язык #заимствования
Александра Семёновича Шишкова поистине можно назвать великаном отечественной охранительной мысли, столпом чисторечия.
В прежние времена западники измыслили немало лжи и клеветы о нём.
Но и в советское время Шишков вошел в учебники по русской истории и литературе как человек крайних и нелепых взглядов, в лучшем случае чудак (достаточно вспомнить постоянно приписываемое ему врагами изречение: «Хорошилище в мокроступах идет по ристалищу в позорище», то есть «Франт в галошах идет по бульвару в театр»).
Ему приписывают полный отрыв от действительности, крайнюю степень очистительства, граничащую с помешательством, однако всё это неправда.
Что же касается вопроса о значении исконного уклада русской жизни сам Шишков осознавал невозможность возврата в прошлое, хотя именно это ему неоднократно приписывалось. Он ясно видел границы возможного, но подчеркивал недопустимость пренебрежительного отношения к собственным истокам: «Возвращаться же к прародительским обычаям нет никакой нужды, однако ненавидеть их не должно».
В своём знаменитом «Рассуждении о старом и новом слоге Российского языка» Шишков провозглашала необходимость воспитания на народных основах, опирающегося на собственные языковые, общественные, бытовые устои (например, в одежде, еде, повседневных поведенческих установках) и развития любви к Отечеству.
Противники Шишкова приписывали ему мысль об полной недопустимости каких‑либо заимствований из других языков. На самом же деле он не отвергал в корне самой возможности языковых влияний. Шишков так излагает свои взгляды на этот вопрос: «По моему мнению, кто желает действительную пользу приносить языку своему, тот всякого рода чужестранные слова не иначе употреблять должен, как по самой необходимой нужде, не предпочитая их никогда Российским названиям там, где как чужое, так и свое название с равною ясностию употреблены быть могут».
Злые языки утверждали, что Шишков якобы призывал писать на церковнославянском. Но вот что говорит сам Шишков в знаменитом «Рассуждение о старом и новом слоге Российского языка»: «Я не то утверждаю, что должно писать точно Славенским слогом, но говорю, что Славенский язык есть корень и основание Российского языка; он сообщает ему богатство, разум, силу, красоту. И так в нем упражняться и из него почерпать должно искусство красноречия, а не из Боннетов, Волтеров, Юнгов, Томсонов и других иностранных сочинителей».
Ругатели Шишкова писали о том, что он был якобы посмешищем для тогдашнего обществ, чудаковатым старичком, которого никто не воспринимал. Однако же мы узнаём, что адмирал А.С.Шишков, прославленный победами в войне 1812 года, был одним из ключевых участников и предводителей тогдашнего образованного общества. Будучи облечён властью, он сыграл немаловажную роль в царствования Александра I и Николая I, занимая должность государственного секретаря в годы Отечественной войны 1812 года, затем президента Российской Академии (до 1841 года), министра народного просвещения (до 1828 года), наконец, члена Государственного Совета (до самой своей смерти в 1841 году).
На государевой службе он совершил немало великого и был уважаем даже своими противниками.
Будучи государственным секретарём, Шишков должен был находиться при государе в качестве личного секретаря для составления манифестов, указов и других бумаг канцелярии Александра I. Манифесты, написанные Шишковым, зачитывались по всей России. И он воистину блестяще выполнил роль главного державного мыслителя и глашатая Отечественной войны 1812 года.
В воспоминаниях почитателя Шишкова и родоначальника славянофильской династии С.Т.Аксакова говорится о том, что «писанные им манифесты действовали электрически на целую Русь... Русское чувство, которым они были проникнуты, сильно отзывалось в сердцах русских людей». Тонкий мыслитель-державник А. С. Стурдза отмечал: «он написал чистым языком множество манифестов, в которых отразилось все изумительное величие тогдашних событий. И таким образом водимое любовью к отечеству перо Шишкова врезало неизгладимые черты на скрижалях нашей современной истории».
После отставки А.Н.Голицына в 1824 году А.С.Шишков назначается министром народного просвещения и главноуправляющим духовными делами иностранных исповеданий.
После событий 14 декабря 1825 года Шишков был членом Верховного уголовного суда по делу декабристов и выступал за некоторое смягчение наказаний государственным преступникам.
По инициативе министра просвещения Шишкова в 1826 году был принят цензурный устав, прозванный современниками «чугунным», который был призван в предельной степени предотвратить распространение растлевающих и западнических воззрений. Министр просвещения Шишков подготовил программу народного воспитания в духе православия, верности самодержавию и сословным началам. В 1828 году Шишков был отправлен в отставку с поста министра «по преклонности лет», сохранив звание члена Государственного Совета и президента Российской Академии, однако, основные его замыслы в области просвещения были в 30-е годы продолжены его приемником С. С. Уваровым, знаменитым создателем троицы «Православие. Самодержавие. Народность»
Выпуск подготовлен на основе статьи Аркадия Минакова "А.С.ШИШКОВ: БОРЕЦ С ФРАНКОБЕСИЕМ", размещённой на площадке "Катехон".
#А_С_Шишков #чисторечие #русский_язык #заимствования