ЗАГОВОР ПРОТИВ РОССИИ
(подвиг адмирала А.С.Шишкова)
[ От Чисторечия: по всему видно, что заговор этот и сейчас продолжает работать; только хозяева у него сменились, а почерк остался тот же. ]
В 1811 году А.С. Шишков опубликовал свое знаменитое «Рассуждение о любви к отечеству».
«Человек, почитающий себя гражданином света, — писал он,— то есть не принадлежащим ни к какому народу, делает то же, как бы он не признавал у себя ни отца, ни матери, ни роду, ни племени. Он, исторгаясь из рода людей, причисляет сам себя к роду животных. Какой изверг не любит матери своей? Но Отечество не меньше ли нам, чем мать? Отвращение от сей противоестественной мысли так велико, что, какую бы ни положили мы в человеке худую нравственность и бесстыдство; хотя бы и представили себе, что может найтися такой, который в развращенной душе своей действительно питает ненависть к Отечеству своему, однако и тот постыдился бы всенародно и громогласно в том признаться. Да как же и не постыдиться? Все веки, все народы, земля и небеса возопияли бы против него: один ад стал бы ему рукоплескать». Эти и подобные строки писались непосредственно перед войной 1812 года, находили отклик в душе русских людей, готовили почву для сопротивления чужеземному нашествию и для победы над страшным по своей силе врагом. Александр Семенович Шишков как никто другой сумел почувствовать и распознать сущность коварного ЗАГОВОРА, сплетавшегося против России.
О существовании такого заговора свидетельствовал маркиз А. де Кюстин, которого трудно заподозрить в дружелюбности к нашей стране:
«Перманентный заговор против России ведет свое начало от эпохи Наполеона. Прозорливый итальянец (так Кюстин называл Бонапарта) видел опасность, грозящую революционной Европе со стороны растущей мощи русского колосса, и, желая ослабить страшного врага, он прибегнул к силе идей. Воспользовавшись своей дружбой с императором Александром и врожденной склонностью последнего к либеральным установлениям, он послал в Петербург под предлогом желания помочь осуществлению планов молодого монарха целую плеяду политических работников — нечто вроде переодетой армии, которая должна была тайком расчистить путь для солдат. Эти искусные интриганы получили задание втереться в администрацию, завладеть в первую очередь народным образованием и заронить в умы молодежи идеи, противные политическому символу веры страны. Таким образом великий полководец, наследник французской революции и враг свободы всего мира, посеял в России семена раздора и сомнений...»
К каким тяжелейшим последствиям это привело уже к 1806 году видно по описанию С.Т.Аксаковым своих юных лет:
https://vk.com/wall-171739823_33970
В 1812 году А.С. Шишков сменил на посту государственного секретаря М.М. Сперанского. По поручению Александра I Шишков писал правительственные манифесты, приказы по армиям, рескрипты. Обращаясь к православному сердцу России, он вскрывал духовную суть происходящих событий. Один из наиболее ярких примеров находим в тексте манифеста от 25 декабря 1812 года: «Итак, да познаем в великом деле сем Промысл Божий. Повергнемся пред святым Его Престолом и, видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли Его исполнителями, непохожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и вранам».
В этом Шишков следовал обычаям русского военного красноречия, для которого православная вера, упование на Промысл Божий всегда было основой чувства любви к Отечеству. По мысли Шишкова, в основе патриотизма лежит не отвлечённая мысль, но живое разумно-сердечное чувство связи с отчим домом, отчизной. Потеря земной отчизны может привести к утрате Отчизны небесной. И наоборот.
«Человеческая душа, — писал Шишков,— не делается вдруг злою и безбожною; она становится таковою мало помалу, от примеров, от соблазнов, от общего и долговременно развивающегося яда безверия и развращения». Кто же виноват во всем этом? Французы ли? «Взгляни на адские изринутые в книгах их лжемудрования, да распутство жизни... на кровь, политую ими в своей и чужих землях: слыхано ли когда, чтоб столетние старцы и не рожденные еще младенцы осуждались на казнь и мучение?» Виновны ли французы? Да, виновны, но ведь и они жертвы, и жертвы первые. Их страна, по сути, была уничтожена первой, и на развалины ее взошел корсиканец, человек ниоткуда. А потому не с французским народом сражается русское воинство, но с мировым злом, поразившим сначала Францию, потом Европу, а теперь бросившимся на Россию.
Шишков считал, что первое, пусть малое дело, от которого далее пойдет возрождение народного духа, состоит в ограничении мнимых потребностей. «Враг рода человеческого и люди, сознательно и бессознательно служащие ему, раздувают, словно мыльные пузыри, вожделения наши к роскоши, к стяжанию, к обладанию все большим количеством вещей. Идея вольности, овладевшая французами, делает людей необузданными в стяжании и разврате, научает не ставить человеческую жизнь ни во что. Сколько россиян уже стали рабами этой идеи? Начало выздоровления, ведь лишение богатств поправится умеренностью роскоши, вознаградится трудолюбием и сторицею со временем умножится; но повреждение нравов, зараза неверия и злочестия погубили бы нас невозвратно».
В 1813 году Шишков был назначен президентом Российской Академии, он был ключевым участником работы над вторым изданием «Словаря Академии Российской». Главным делом в это время для него становится «корнесловие» — написание работ о природе и происхождении языка, его словарного богатства. С точки зрения Шишкова, задача словаря состояла не в том, чтобы показать, что именно слова означают, но в том, чтобы сделать явной ту невидимую высшую действительность, которую они знаменуют.
Творческое наследие Шишкова в течение двух столетий является ареной войны идей. Мысли адмирала положили начало идеологии русского консерватизма, способствовали возникновению движения славянофилов, оказали значительное влияние на К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского, Л.А. Тихомирова и др.
Александр Семенович Шишков очень красноречиво и ярко раскрыл мысль, что благочестие, любовь к родному языку и любовь к Отечеству неразделимы.
Очень важно сейчас в полной мере понять смысл и суть идей Шишкова, на многие годы опередившего свое время. Его лексикографическая работа не была оценена по достоинству современниками и ближайшими потомками. И только сейчас, в наше время труды Шишкова, их нерастраченный положительный заряд становятся востребованы. Одним из ярких подтверждений этого является переиздание 6-томного «Словаря Академии Российской», осуществленное Московским гуманитарным институтом имени Екатерины Дашковой. 17 июня 2007 года в Академии наук Российской состоялась его представление. Ученые проделали огромную работу по составлению развернутых языковых и культурно-летописных пояснений, вплоть до отлития специальных шрифтов.
Современная языковая обстановка имеет много общего с тем, что Россия переживала на протяжении XVIII века. Вследствие наплыва различных иноязычных слов в обществе созревает осознание того, что в родном языке есть достаточно средств, чтобы не прибегать к иностранным заимствованиям. Это путь открыл и проторил в далёкое будущее наш великий предшественник А.С. Шишков.
Задача сохранения русского слова становится сейчас в один ряд с задачей сохранения самобытности русского народа, его духовной независимости и стойкости. В решении этих задач большую помощь могут оказать мысли великого воина и учёного Александра Семеновича Шишкова — ревнителя благочестия, любви к Отечеству и родному языку, «мужа света и разума».
Источник: статья Б.Г. Бобылева,
доктора педагогических наук, профессора,
кандидата филологических наук,
заведующего кафедрой русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета
#А_С_Шишков #чисторечие #русский_язык #заимствования
(подвиг адмирала А.С.Шишкова)
[ От Чисторечия: по всему видно, что заговор этот и сейчас продолжает работать; только хозяева у него сменились, а почерк остался тот же. ]
В 1811 году А.С. Шишков опубликовал свое знаменитое «Рассуждение о любви к отечеству».
«Человек, почитающий себя гражданином света, — писал он,— то есть не принадлежащим ни к какому народу, делает то же, как бы он не признавал у себя ни отца, ни матери, ни роду, ни племени. Он, исторгаясь из рода людей, причисляет сам себя к роду животных. Какой изверг не любит матери своей? Но Отечество не меньше ли нам, чем мать? Отвращение от сей противоестественной мысли так велико, что, какую бы ни положили мы в человеке худую нравственность и бесстыдство; хотя бы и представили себе, что может найтися такой, который в развращенной душе своей действительно питает ненависть к Отечеству своему, однако и тот постыдился бы всенародно и громогласно в том признаться. Да как же и не постыдиться? Все веки, все народы, земля и небеса возопияли бы против него: один ад стал бы ему рукоплескать». Эти и подобные строки писались непосредственно перед войной 1812 года, находили отклик в душе русских людей, готовили почву для сопротивления чужеземному нашествию и для победы над страшным по своей силе врагом. Александр Семенович Шишков как никто другой сумел почувствовать и распознать сущность коварного ЗАГОВОРА, сплетавшегося против России.
О существовании такого заговора свидетельствовал маркиз А. де Кюстин, которого трудно заподозрить в дружелюбности к нашей стране:
«Перманентный заговор против России ведет свое начало от эпохи Наполеона. Прозорливый итальянец (так Кюстин называл Бонапарта) видел опасность, грозящую революционной Европе со стороны растущей мощи русского колосса, и, желая ослабить страшного врага, он прибегнул к силе идей. Воспользовавшись своей дружбой с императором Александром и врожденной склонностью последнего к либеральным установлениям, он послал в Петербург под предлогом желания помочь осуществлению планов молодого монарха целую плеяду политических работников — нечто вроде переодетой армии, которая должна была тайком расчистить путь для солдат. Эти искусные интриганы получили задание втереться в администрацию, завладеть в первую очередь народным образованием и заронить в умы молодежи идеи, противные политическому символу веры страны. Таким образом великий полководец, наследник французской революции и враг свободы всего мира, посеял в России семена раздора и сомнений...»
К каким тяжелейшим последствиям это привело уже к 1806 году видно по описанию С.Т.Аксаковым своих юных лет:
https://vk.com/wall-171739823_33970
В 1812 году А.С. Шишков сменил на посту государственного секретаря М.М. Сперанского. По поручению Александра I Шишков писал правительственные манифесты, приказы по армиям, рескрипты. Обращаясь к православному сердцу России, он вскрывал духовную суть происходящих событий. Один из наиболее ярких примеров находим в тексте манифеста от 25 декабря 1812 года: «Итак, да познаем в великом деле сем Промысл Божий. Повергнемся пред святым Его Престолом и, видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли Его исполнителями, непохожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и вранам».
В этом Шишков следовал обычаям русского военного красноречия, для которого православная вера, упование на Промысл Божий всегда было основой чувства любви к Отечеству. По мысли Шишкова, в основе патриотизма лежит не отвлечённая мысль, но живое разумно-сердечное чувство связи с отчим домом, отчизной. Потеря земной отчизны может привести к утрате Отчизны небесной. И наоборот.
«Человеческая душа, — писал Шишков,— не делается вдруг злою и безбожною; она становится таковою мало помалу, от примеров, от соблазнов, от общего и долговременно развивающегося яда безверия и развращения». Кто же виноват во всем этом? Французы ли? «Взгляни на адские изринутые в книгах их лжемудрования, да распутство жизни... на кровь, политую ими в своей и чужих землях: слыхано ли когда, чтоб столетние старцы и не рожденные еще младенцы осуждались на казнь и мучение?» Виновны ли французы? Да, виновны, но ведь и они жертвы, и жертвы первые. Их страна, по сути, была уничтожена первой, и на развалины ее взошел корсиканец, человек ниоткуда. А потому не с французским народом сражается русское воинство, но с мировым злом, поразившим сначала Францию, потом Европу, а теперь бросившимся на Россию.
Шишков считал, что первое, пусть малое дело, от которого далее пойдет возрождение народного духа, состоит в ограничении мнимых потребностей. «Враг рода человеческого и люди, сознательно и бессознательно служащие ему, раздувают, словно мыльные пузыри, вожделения наши к роскоши, к стяжанию, к обладанию все большим количеством вещей. Идея вольности, овладевшая французами, делает людей необузданными в стяжании и разврате, научает не ставить человеческую жизнь ни во что. Сколько россиян уже стали рабами этой идеи? Начало выздоровления, ведь лишение богатств поправится умеренностью роскоши, вознаградится трудолюбием и сторицею со временем умножится; но повреждение нравов, зараза неверия и злочестия погубили бы нас невозвратно».
В 1813 году Шишков был назначен президентом Российской Академии, он был ключевым участником работы над вторым изданием «Словаря Академии Российской». Главным делом в это время для него становится «корнесловие» — написание работ о природе и происхождении языка, его словарного богатства. С точки зрения Шишкова, задача словаря состояла не в том, чтобы показать, что именно слова означают, но в том, чтобы сделать явной ту невидимую высшую действительность, которую они знаменуют.
Творческое наследие Шишкова в течение двух столетий является ареной войны идей. Мысли адмирала положили начало идеологии русского консерватизма, способствовали возникновению движения славянофилов, оказали значительное влияние на К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского, Л.А. Тихомирова и др.
Александр Семенович Шишков очень красноречиво и ярко раскрыл мысль, что благочестие, любовь к родному языку и любовь к Отечеству неразделимы.
Очень важно сейчас в полной мере понять смысл и суть идей Шишкова, на многие годы опередившего свое время. Его лексикографическая работа не была оценена по достоинству современниками и ближайшими потомками. И только сейчас, в наше время труды Шишкова, их нерастраченный положительный заряд становятся востребованы. Одним из ярких подтверждений этого является переиздание 6-томного «Словаря Академии Российской», осуществленное Московским гуманитарным институтом имени Екатерины Дашковой. 17 июня 2007 года в Академии наук Российской состоялась его представление. Ученые проделали огромную работу по составлению развернутых языковых и культурно-летописных пояснений, вплоть до отлития специальных шрифтов.
Современная языковая обстановка имеет много общего с тем, что Россия переживала на протяжении XVIII века. Вследствие наплыва различных иноязычных слов в обществе созревает осознание того, что в родном языке есть достаточно средств, чтобы не прибегать к иностранным заимствованиям. Это путь открыл и проторил в далёкое будущее наш великий предшественник А.С. Шишков.
Задача сохранения русского слова становится сейчас в один ряд с задачей сохранения самобытности русского народа, его духовной независимости и стойкости. В решении этих задач большую помощь могут оказать мысли великого воина и учёного Александра Семеновича Шишкова — ревнителя благочестия, любви к Отечеству и родному языку, «мужа света и разума».
Источник: статья Б.Г. Бобылева,
доктора педагогических наук, профессора,
кандидата филологических наук,
заведующего кафедрой русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета
#А_С_Шишков #чисторечие #русский_язык #заимствования