Запись со стены сообщества Чисторечие
[Необычный обзор от подписчика Чисторечия - хорошее приглашение к прочтению выдающегося образца русской словесности!]

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
"Герой нашего времени"
💥 Первое крупное русское произведение одновременно и гражданско-возвышающее, и исследующее тонкие душевные струны человека, написанное в 1838—1840 годах.

Постараемся разобрать именно НРАВСТВЕННЫЙ ПОСЫЛ этого великого творения, ибо его не так часто касаются, предпочитая сосредоточиться на внешней красоте повествования.

Книга, написана в весьма необычной подаче. Главным лицом является Григорий Александрович Печорин со своими странствиями, в которых имеют место быть дружба, любовь, глубокие размышления о жизни.

📖 "Я часто спрашиваю себя, зачем я так упорно добиваюсь любви это молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство? Вера меня любит больше, чем княжна Мери когда-нибудь; если бы она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлёкся трудностью предприятия... Но ни чуть не бывало! Следовательно, это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает от одной женщины к другой, пока мы не найдём такую, которая нас терпеть не может: тут начинается постоянство - истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности - только в невозможности достигнуть цели, то есть конца."
❗[Постоянные страстные (по современному - половые) похождения - это есть на самом деле слабость человека, который не способен в любви дойти до конца, создать своё счастье, а лишь пребывает в грёзах наслаждения.]

📖 "Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моём лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше них, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечит дуло пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочём её эпитафию."
❗[Отрывок, говорящий о влиянии общества, в частности непосредственного окружения, на личность отдельного человека. И как её (личность) "легко" загубить, причём, в самом детстве. Достаточно не видеть хорошее - и оно исчезнет.]

📖 "Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страдания - и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся - мечта исчезает... остаётся удвоенный голод и отчаяние!
❗[Мысль о том, как важно себе задавать значимые вопросы для того, чтобы искать на них ответы. А иначе легко заблудиться, обмануться и прожить жизнь впустую, хотя и будет казаться, что ярко. И, как горько потом будет это осознавать.]

А вот замечания Лермонтова о глупых людях в лице его знакомого Грушницкого:
📖 "Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, который на все случаи жизни имеет готовые и пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами - иногда и тем и другим. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии. Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я некогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи.
Он довольно остёр: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель - сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием, что он сам почти в этом уверился..."
❗[Они ярки только на словах, которые исходят из них заученными выражениями. Здесь же, между строк, и совет: "Не пытайтесь спорить с таковыми, они всё равно вас не слушают. У них есть своё мнение, менять они его не намерены". Но при этом такие люди пытаются казаться главнее (выше) всех, - именно казаться, потому что быть у них никогда не получится.]

А такое качество он находил во многих людях:
📖 "Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!.."
❗[Так тонко подмечена трусость, прикрытая добрыми намерениями, которые, как известно, ведут в ад.]

Также в произведении глубоко прописаны беседы между действующими лицами. Вот лишь несколько примеров:

Беседа Янко со слепым (мальчишкой):
📖 " - Послушай, слепой! - сказал Янко, - ты береги то место... Знаешь? Там богатые товары... Скажи (имени я не расслышал), я ему больше не слуга; дела пошли худо, он меня больше не увидит, теперь опасно; поеду искать работы в другом месте, а ему уж такого удальца не найти. Да скажи, кабы он лучше платил за труды, так и Янко бы его не покинул; а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!.."
❗[Здесь мысль о том, что нужно ценить труд других людей. И вознаграждать их по достоинству, чтобы не сетовать потом.]

Или вот беседа Печорина с таинственной девушкой:
📖 "- "Скажи-ка мне, красавица, - спросил я, - что ты делала сегодня на кровле?"
- "А смотрела, откуда ветер дует".
- "Зачем тебе?"
- "Откуда ветер, оттуда и счастье".
- "Что же? Разве ты песнею зазывала счастье?"
- "Где поётся, там и счастливится".
- "А как неравно напоёшь себе горе?"
- "Ну что ж? Где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко".
- "Кто же тебя выучил эту песню?"
- "Никто не выучил; вздумается - запою; кому услыхать, тот услышит; а кому не должно слышать, тот не поймёт".
- "А как тебя зовут, моя певунья?"
- "Кто крестил, тот знает".
- "А кто тебя крестил?"
- "Почему я знаю?"
- "Экая скрытная! А вот я кое-что про тебя узнал"...
- "Много видели, да мало знаете, так держите под замочком"."
❗[Простая на первый взгляд беседа, но если задуматься, то можно понять, что счастье - там, где ты. Как настраиваешь себя своими мыслями, так мир и ощущаешь.
И не всё о личной жизни другого нужно знать. А если узнал, не нужно болтать. Ибо первое впечатление может быть ошибочно из-за недостатка знания о прошлом человека.]

А вот наблюдения об отношениях человека и природы:
📖 "Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая под колёса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела в небо, потому что сколько глаз мог разглядеть, она всё подымалась и пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; всё приобретённое отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять. Тот, кому случалось, как мне бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в их ущельях, тот, конечно, поймёт моё желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило сильной бурею; но на востоке всё было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан совершенно о нём забыли... Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге."
❗[Человек - часть природы. При нахождении в природной среде все "блага", что накопились в рукотворном мире, отваливаются от человека, словно грязь, чуждая ему.
Тут же совет, почаще выходить на природу, ибо чувство красоты и величия природы воочию намного сильнее и явственнее, чем от восприятия из опосредованных источников.]

И так далее, и так далее. Примеров таких ещё множество.
Достаточно о произведении говорит предисловие к нему, с которым (а также с самой книгой) вы можете ознакомиться сами, если вдруг её ещё не читали.

💥 В книге дурно выставлено питиё - в виде работяг из низшего сословия, которые то и дело просили на водку.
Но при этом вино единожды упомянуто в качестве вожделенного сна у человека, но томимого голодом, то есть от того немного безумного.
Также некоторые герои иногда курят трубку, но это описывается не часто и без одобрения. В то время эти вопросы явно были ещё не изучены.

💥 Любовные отношения описаны очень нравственно. Пошлого оттенка нет.

💥 Насилие? В последней главе "Фаталист" есть несколько строчек, в которой описывается одна короткий случай с убийством, но не очень подробно.

💥 Но эти огрехи почти не портят впечатления от чтения книги, не мешают наслаждаться красотой и богатством языка. Не ограничивают просторы мыслей, которые пробуждаются при чтении глубокого произведения. И следить за переплетениями событий повествования очень увлекательно.

💥 Ещё в книге обыгрывается один приём, который может существенно облегчить вашу деятельность в саморазвитии. Я лично (и далеко не только я) его использую. Уверен, вы его распознаете без труда. Ему посвящена целая глава.

Приятного чтения!