Размышления в День знаний!
Мир, окружающий нас, не спокоен. Не спокойны наши границы. Призраки «цветных революций» маячат то здесь, то там.
«Как это может касаться учительской стези и нашей школы?» – может спросить кто-то. «Прямо!» – отвечу я. Да, русская земля не оскудеет дарованиями, умами и сердцами. Они будут пробиваться, если не благодаря, то вопреки. И я твёрдо поддерживаю убеждённость Ломоносова: «Будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Но произойдет это только в том случае, если наша школа будет воспитывать своих учеников готовыми к большой и содержательной жизни, к творчеству и созиданию, к борьбе, и... к подвигу.
В этом я, потомок четырех поколений сельских учителей, вижу важнейшую и благородную задачу педагога. Сегодня – его время. Время российского учителя! На великом русском, на языках всех народов России громогласно должно прозвучать его слово – слово в защиту духовного и умственного здоровья наших детей. В защиту наших народных святынь. В защиту самого Человека.
Сегодня русская и российская школа – не просто основа русской мира, но и её решающий оплот. Век советского образования воспитал во многих поколениях особое духовное мерило – пушкинский идеал человечности: «чувства добрые я лирой пробуждал… и милость к падшим призывал».
Великий Достоевский утверждал, что, читая Пушкина, мы читаем полную правду о русских людях. «Величие Пушкина, – говорил писатель, – как руководящего гения, состояло именно в том, что он так скоро нашел твердую дорогу, нашел великий и вожделенный исход для нас, русских, и указал на него. Этот исход был – народность, преклонение пред правдой народа русского». Так в лице русской словесности утвердился устойчивый нравственный образец, а наше образование, следовавшее за Пушкиным, наполняло и настраивало саму суть народного духа.
...
Сегодня в особо стесненном положении в нашем образовании оказались русская словесность и русский язык. Наша великая литература всегда была выражением народной совести. Русский учитель, школа и русская литература на протяжении веков воспитывали народ, учили его чувству ответственности пред Родиной.
Вспомните, как высоко оценивается труд русской учительницы в советском «Школьном вальсе» 50-х: «Здесь десять классов пройдено и здесь мы слово Родина впервые прочитали по слогам… Плывут морями грозными, летят путями звездными любимые твои ученики». Да, наши Гагарины – это выпускники советской школы. Подвиги ХХ века – это подвиги советской школы. Победа 1945 года – эта победа советского учителя – наследника Ушинского и Макаренко.
Русская литература, русская советская классика – Пушкин и Тургенев, Горький и Маяковский – сопровождали наших бойцов в тяжелых военных походах. Вершиной военной поэтической летописи 1941-1945 года стал неподражаемый в языке и характере «Василий Теркин» Александра Твардовского, с восторгом замеченный даже покинувшим страну Иваном Буниным.
«Язык есть исповедь народа» - говорил Петр Вяземский. Благодаря этой возвышенной исповеди движется вся наша история. Все ли наши школьники знают сегодня о богатстве, которое принадлежит им – наследникам уникальной культуры? А ведь им в наследство оставлены гениальные словари. «Словарь церковно-славянского и русского языка» составил 115 тысяч слов. «Словарь живого великоруского языка» В.И. Даля включил в себя более 200 тысяч слов. «Толковый словарь» Д.Н. Ушакова вобрал 90 тысяч слов. Учите эти слова! Берите их в свою жизнь! Обогащайтесь. Даже Лев Толстой, работая над составлением «Азбуки» и «Книги для чтения», не переставал изучать русский язык, собирать слова, пословицы и поговорки.
Современные западники с легкостью идут на опасные опыты над отечественным образованием. Ради достижения своих убогих и неправедных целей Сорос и его многочисленные единомышленники успели сделать и делают очень многое. В эти страшные опыты с образованием вшиты смена ценностей, разрыв с прошлым и новый образ "нравственности", которую «во всей красе» мы наблюдаем ныне на подмостках иных столичных театров.
Российские учителя должны ясно понимать меру своей ответственности за всё, что происходит вокруг, трезво оценивать намерения так называемой прогрессивной интеллигенции. А эта последняя вознамерилась взломать самосознание нашего народа.
Современный разговорный русский язык, язык наших средств вещания всё сильнее засорен западным новоязом. Он все больше отходит от исконных образцов, лишается богатства оттенков, многозначности и говорного обаяния.
Язык наш беднеет, грубеет и как будто немеет. Эта настоящая, зримая, выпуклая угроза всему всей нашему русскому миру. Об этом очень точно говорил Осип Мандельштам: «Онемение» двух-трех поколений могло бы привести Россию к исторической смерти. Отлучение от языка равносильно для нас отлучению от истории».
Интернет-язык и ЕГЭ-шные нововведения бьют по нашему гуманитарному образованию. Святая обязанность российского учителя – возвращать и включать в оборот живое слово, очеловечивать отношения учителя и ученика. Как же важно именно сегодня, в условиях давления цифровизации, ставить это общение на путь высокой культуры и духовного взаимодействия!
Замечательный русский учитель и писатель Константин Ушинский называл русский язык удивительным педагогом: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий, извечно распускающийся цвет всей его духовной жизни… дитя выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными силами… Этот удивительный педагог – родной язык – учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу». От этого метода мы не имеем права отказаться и в новом веке.
Давно стало очевидным, что принципы ЕГЭ превращают школьника в товар, который можно производить по запросу на рынка. Словесники, любящие и чувствующие свой предмет, давно сказали решительное нет губительному нововведению. Но и до сего дня исправлено далеко не всё.
...
«Язы́ка нашего небесна красота не будет никогда попрана от скота» – утверждал Ломоносов. Давайте же верить в лучшее, в разум и силу благородного русского слова. Давайте действовать ради этой великой цели. Давайте передавать его из уст в уста, из добрых рук предков в руки наших детей!
Источник: известный общественный деятель, учитель в 5-ом поколении.
#чисторечие #русский_язык #день_знаний
Мир, окружающий нас, не спокоен. Не спокойны наши границы. Призраки «цветных революций» маячат то здесь, то там.
«Как это может касаться учительской стези и нашей школы?» – может спросить кто-то. «Прямо!» – отвечу я. Да, русская земля не оскудеет дарованиями, умами и сердцами. Они будут пробиваться, если не благодаря, то вопреки. И я твёрдо поддерживаю убеждённость Ломоносова: «Будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Но произойдет это только в том случае, если наша школа будет воспитывать своих учеников готовыми к большой и содержательной жизни, к творчеству и созиданию, к борьбе, и... к подвигу.
В этом я, потомок четырех поколений сельских учителей, вижу важнейшую и благородную задачу педагога. Сегодня – его время. Время российского учителя! На великом русском, на языках всех народов России громогласно должно прозвучать его слово – слово в защиту духовного и умственного здоровья наших детей. В защиту наших народных святынь. В защиту самого Человека.
Сегодня русская и российская школа – не просто основа русской мира, но и её решающий оплот. Век советского образования воспитал во многих поколениях особое духовное мерило – пушкинский идеал человечности: «чувства добрые я лирой пробуждал… и милость к падшим призывал».
Великий Достоевский утверждал, что, читая Пушкина, мы читаем полную правду о русских людях. «Величие Пушкина, – говорил писатель, – как руководящего гения, состояло именно в том, что он так скоро нашел твердую дорогу, нашел великий и вожделенный исход для нас, русских, и указал на него. Этот исход был – народность, преклонение пред правдой народа русского». Так в лице русской словесности утвердился устойчивый нравственный образец, а наше образование, следовавшее за Пушкиным, наполняло и настраивало саму суть народного духа.
...
Сегодня в особо стесненном положении в нашем образовании оказались русская словесность и русский язык. Наша великая литература всегда была выражением народной совести. Русский учитель, школа и русская литература на протяжении веков воспитывали народ, учили его чувству ответственности пред Родиной.
Вспомните, как высоко оценивается труд русской учительницы в советском «Школьном вальсе» 50-х: «Здесь десять классов пройдено и здесь мы слово Родина впервые прочитали по слогам… Плывут морями грозными, летят путями звездными любимые твои ученики». Да, наши Гагарины – это выпускники советской школы. Подвиги ХХ века – это подвиги советской школы. Победа 1945 года – эта победа советского учителя – наследника Ушинского и Макаренко.
Русская литература, русская советская классика – Пушкин и Тургенев, Горький и Маяковский – сопровождали наших бойцов в тяжелых военных походах. Вершиной военной поэтической летописи 1941-1945 года стал неподражаемый в языке и характере «Василий Теркин» Александра Твардовского, с восторгом замеченный даже покинувшим страну Иваном Буниным.
«Язык есть исповедь народа» - говорил Петр Вяземский. Благодаря этой возвышенной исповеди движется вся наша история. Все ли наши школьники знают сегодня о богатстве, которое принадлежит им – наследникам уникальной культуры? А ведь им в наследство оставлены гениальные словари. «Словарь церковно-славянского и русского языка» составил 115 тысяч слов. «Словарь живого великоруского языка» В.И. Даля включил в себя более 200 тысяч слов. «Толковый словарь» Д.Н. Ушакова вобрал 90 тысяч слов. Учите эти слова! Берите их в свою жизнь! Обогащайтесь. Даже Лев Толстой, работая над составлением «Азбуки» и «Книги для чтения», не переставал изучать русский язык, собирать слова, пословицы и поговорки.
Современные западники с легкостью идут на опасные опыты над отечественным образованием. Ради достижения своих убогих и неправедных целей Сорос и его многочисленные единомышленники успели сделать и делают очень многое. В эти страшные опыты с образованием вшиты смена ценностей, разрыв с прошлым и новый образ "нравственности", которую «во всей красе» мы наблюдаем ныне на подмостках иных столичных театров.
Российские учителя должны ясно понимать меру своей ответственности за всё, что происходит вокруг, трезво оценивать намерения так называемой прогрессивной интеллигенции. А эта последняя вознамерилась взломать самосознание нашего народа.
Современный разговорный русский язык, язык наших средств вещания всё сильнее засорен западным новоязом. Он все больше отходит от исконных образцов, лишается богатства оттенков, многозначности и говорного обаяния.
Язык наш беднеет, грубеет и как будто немеет. Эта настоящая, зримая, выпуклая угроза всему всей нашему русскому миру. Об этом очень точно говорил Осип Мандельштам: «Онемение» двух-трех поколений могло бы привести Россию к исторической смерти. Отлучение от языка равносильно для нас отлучению от истории».
Интернет-язык и ЕГЭ-шные нововведения бьют по нашему гуманитарному образованию. Святая обязанность российского учителя – возвращать и включать в оборот живое слово, очеловечивать отношения учителя и ученика. Как же важно именно сегодня, в условиях давления цифровизации, ставить это общение на путь высокой культуры и духовного взаимодействия!
Замечательный русский учитель и писатель Константин Ушинский называл русский язык удивительным педагогом: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий, извечно распускающийся цвет всей его духовной жизни… дитя выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными силами… Этот удивительный педагог – родной язык – учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу». От этого метода мы не имеем права отказаться и в новом веке.
Давно стало очевидным, что принципы ЕГЭ превращают школьника в товар, который можно производить по запросу на рынка. Словесники, любящие и чувствующие свой предмет, давно сказали решительное нет губительному нововведению. Но и до сего дня исправлено далеко не всё.
...
«Язы́ка нашего небесна красота не будет никогда попрана от скота» – утверждал Ломоносов. Давайте же верить в лучшее, в разум и силу благородного русского слова. Давайте действовать ради этой великой цели. Давайте передавать его из уст в уста, из добрых рук предков в руки наших детей!
Источник: известный общественный деятель, учитель в 5-ом поколении.
#чисторечие #русский_язык #день_знаний