Запись со стены сообщества Чисторечие
СЛОВА СИЛЬНЕЕ ПУЛЬ
или как выигрываются войны

В своё время Александр Семёнович Шишков издал "Краткие записки, веденные в бывшую с французами в 1812 и последующих годах войну". Знакомство с этим первоисточником многих впечатлит! Вот предисловие к нему от современных издателей:

"Начало Записок указывает на главную причину, по которой охранитель (консерватор) А.С.Шишков накануне начала Отечественной войны 1812 года был назначен Государственным секретарём вместо рьяного преобразователя М.М.Сперанского: «Весною в 1812 году Государь призывает меня к себе и говорит: “Я читал рассуждение твое о любви к Отечеству. Имея таковые чувства, ты можешь ему быть полезен. Кажется, у нас не обойдется без войны с французами. Нужно сделать рекрутский набор. Я бы желал, чтобы ты написал о том Манифест”».

Слово манифест восходит к латинским манус «рука» и фестус «захват, взятие», т.е. это можно перевести как «взятие в свои руки, руководство». Очевидно, что Государь, видя искренность отчизнолюбивых чувств автора «Рассуждения о любви к Отечеству», был готов доверить ему руководство чувствами, настроениями и умами своих подданных в самое трудное и опасное для России время, пришедшееся на середину его царствования. Сила слова манифеста, берущая за душу и руководствующая чувствами и волей народа, заключается в его живой и ясной образности.

«Ныне настоит необходимая надобность увеличить число войск наших». Слово НЫНЕ означает настоящее время - то, что НАСТОИТ. Образ НАСТОЯщей необходимости усилен корнесловными повторами ныне – настоять и необходимый – надобность, что подчёркивает важность вступления добровольцем в ополчение, чтобы твёрдо встать на борьбу с врагом во главе с отцом-самодержцем. Этот шаг представляется НЕОБХОДимой надобностью – невозможностью ОБОЙТИ своё участие в ополчении – ведь это всё равно, что предать своего Государя-отца и Родину-мать. Слово НАДОБНОСТЬ и венчает образный ряд, направляющий чувства и волю народа.

В 1812 году образец истинного смысла этого слова был, вероятно, ещё жив в представлениях простых русских людей. На-доб-но восходит к словосочетанию НА ДОБУ, в котором ДОБА – это своевременная и уместная пора. Пора – значит, нельзя откладывать на потом, следует совершать свой поступок здесь и сейчас, на своём месте и в настоящее время. В сознании наших предков была прочнейшая, до сих пор сохранившаяся в наследственной памяти народа связь между словесными образами добы – поры (удобная обувь / одежда в пору, сдобное тесто) и доброты – качества (добрая / добротная обувь, сдобренное тесто).

Но есть ли в государстве сила, способная противостоять наполеоновскому нашествию двунадесяти языков? Есть ли смысл вступать в ополчение, если войска мало, и оно слабо? Ведь к 1812 году наполеоновские глашатаи провели блестящую работу, направленную на убеждение народов Европы и России в непобедимости Наполеона и в бесполезности сопротивления его воле. Манифест разрешает (т. е. освобождает) читателей от их сомнений, отбрасывая их в самом зародыше: «Крепкие о Господе воинские силы Наши уже ополчены и устроены к обороне Царства. Мужество и храбрость их всему свету известны. Надежда престола и державы твердо на них лежит. Но жаркий дух их и любовь к Нам и к Отечеству да не встретят превосходного против себя числа сил неприятельских».

Будущему добровольцу остаётся только, руководствуясь словом манифеста, укрепиться о Господе, вступить в уже ополчённые и устроенные к обороне Царства воинские силы. Если же он не сделает этого, то жаркий дух и любовь к Отечеству множества его собратьев натолкнётся на превосходное против себя число сил неприятельских – этого нельзя допустить, надобно вступать в ополчение и умножать собой Государевы воинские силы по Божьей и собственной воле!

Сила образного корнесловного воздействия манифеста на сердца и умы народа проявляется даже в порядке слов в предложениях: речь идёт не о всех и каждом, а о каждом и всех. Вместо всеобщности и уравнивания происходит межличностное единение и сплочение добровольцев, жертвующих собой не как все, так и я, а каждый по-своему, лично и осознанно. Приведённые в Записках многочисленные тексты манифестов, приказов и воззваний, составленных А.С. Шишковым по приказам и от имени императора Александра I, являются примерами необычайной силы слова, коренящегося в крови русского народа и несущего в себе живые образцы благородства, смирения, кротости, веры, Боголюбия и готовности к самопожертвованию за Царя и за Отечество."

#Чисторечие #ВкладВеликих #Шишков