Запись со стены сообщества Чисторечие
ОТПРАВЛЕНО НОВОЕ ОБРАЩЕНИЕ В ФАС ПРОТИВ РЕКЛАМЫ «НИВЕА ЛАВ»

Если помните (https://vk.com/wall-171739823_39839), ответ Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС) России на первое обращение с требованием прекратить распространение пресловутой зазывы (рекламы) благоухателя (дезодоранта) «Нивеа Лав» оказался отпиской. Мы решили дать ведомству ещё одну возможность ответить содержательно, и в этот понедельник, 15-го ноября, отправили новое обращение. Изменения по сравнению с первичным обращением:
1. Обосновали, почему, вопреки нелепому утверждению ФАС, указанный краткогляд (видеоролик) является зазывой.
2. Указали ФАС на возможность запросить необходимые сведения об этой зазыве у Ютуба, телеканала «Рен ТВ» и предполагаемого зазыводателя ООО «Байерсдорф».
3. Указали ФАС на нарушения Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», допущенные в прошлом ответе.
4. Привели высказывания известных людей (Владимира Путина, Владимира Толстого и Валентины Матвиенко) в защиту чистоты русского языка.
5. Привели собственные доводы в защиту чистоты русского языка.

Размещаем здесь это обращение на случай, если кому-то потребуется составить похожее в будущем. По закону, у ФАС есть 3 дня на учёт обращения и 30 дней на подготовку и отправку ответа. Ожидаем ответа в середине декабря, как только придёт, разместим на стене Чисторечия.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ

Здравствуйте! В ответ на ваше сообщение № 08/91181/21 от 27.10.2021, являющегося ответом на обращение № 170369-ЭП/21 от 11.10.2021.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Указанный видеоролик с рекламой дезодоранта «Нивеа Лав» (Nivea Love) (см. приложенный файл, также реклама доступна в на сетевом узле (сайте) www.youtube.com, прямая ссылка https://youtu.be/rjHSVS-GxOM) соответствует этому определению, т.к. адресован неопределённому кругу лиц, направлен на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования — дезодоранту «Нивеа Лав» (Nivea Love), а также на его продвижение на рынке. Вместе с тем указанный видеоролик не является справочно-информационным материалом, аналитическим материалом или социальной рекламой, и поэтому не подпадает под действие пункта 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе».

Обращаю ваше внимание, что указанный видеоролик на протяжении сентября-ноября 2021 г. являлся частью рекламной кампании и показывался как рекламная вставка во время посещения пользователями сетевого узла www.youtube.com и/или во время просмотра других видеороликов, размещённых на сетевом узле www.youtube.com. Согласно п. 14 части III «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства российской федерации о рекламе» (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922) в случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которых могут быть получены такие доказательства. В соответствии с этим пунктом, если у Федеральной антимонопольной службы России (ФАС РФ) есть необходимость в получении документальных подтверждений принадлежности указанного видеоролика в настоящее время и в промежутке сентябрь-ноябрь 2021 г. к рекламной кампании на сетевом узле www.youtube.com, она в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона «О рекламе» имеет возможность запросить соответствующие сведения у юридического лица, управляющего сетевым узлом www.youtube.com, и/или у рекламодателя, которым, предположительно, является ООО «Байерсдорф», сетевой узел (сайт): www.nivea.ru.

Таким образом, по моим представлениям, с учётом приведённых выше доводов указанный видеоролик, размещённый на сетевом узле www.youtube.com, является рекламой.

Также сообщаю, что указанный видеоролик в сентябре-ноябре 2021 г. распространялся на телевидении, в частности, на телеканале «Рен ТВ», сетевой узел https://ren.tv/. Согласно п. 14 части III «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства российской федерации о рекламе» в случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которых могут быть получены такие доказательства. В соответствии с этим пунктом, если у ФАС РФ есть необходимость в получении документальных подтверждений показов указанного видеоролика в настоящее время и в промежутке сентябрь-ноябрь 2021 г. в качестве рекламы на телеканале «Рен ТВ», она в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона «О рекламе» имеет возможность запросить соответствующие сведения у ООО «АКЦЕПТ» (Телевизионный канал РЕН ТВ), и/или у рекламодателя, которым, предположительно, является ООО «Байерсдорф», сетевой узел (сайт): www.nivea.ru.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В ответе ФАС № 08/91181/21 от 27.10.2021 оставлена без рассмотрения по существу значительная часть исходного обращения № 170369-ЭП/21 от 11.10.2021, а именно сведения о нарушении указанной рекламой законодательства о государственном языке Российской Федерации. Таким образом, нарушено моё право на ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Обращаю также внимание, что оставление без рассмотрения сведений о нарушении указанной рекламой законодательства о государственном языке Российской Федерации нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», в соответствии с которой государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязан(-о) обеспечить всестороннее рассмотрение обращения.

Прошу также обратить внимание, что об излишнем использовании иноязычных слов многократно высказывались высокопоставленные чиновники. Например, глава России Владимир Путин 7-го ноября 2013 г. заявил: «Злоупотребление иностранными терминами мне отчасти напоминает злоупотребление рекламой на иностранном языке. Те, кто злоупотребляет иностранными терминами, полагают, видимо, что это автоматически причисляет их к некой более высокой и более цивилизованной касте, принадлежность к которой делает их более значимыми, а их идеи и суждения — более основательными» (https://ria.ru/20131107/975301501.html). Советник главы России Владимир Толстой в декабре 2019 г. заявил, что «русский язык нуждается в защите от засилия англицизмов» (https://ruskline.ru/news_rl/2019/12/24/nevozmozhnoe_sluchilos).

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации, в июне 2015 г. заявила в своей статье: «Ещё один немаловажный момент, который, по‑моему, далеко не всегда принимается во внимание как чиновниками от образования, так и теми институтами, организациями, которые, так или иначе, оказывают своей деятельностью влияние на языковую среду нашей страны. Язык существенно больше, чем просто средство коммуникации, общения, он в значительной мере воплощение души, духа народа. Именно язык хранит на протяжении веков ментальные, культурные коды, формирующие нацию, механизмы передачи от поколения к поколению образующих её традиций, нравственных и духовных ценностей. Русский язык – ключевой элемент национальной идентичности русской нации.
И потому нельзя считать маловажными такие весьма распространённые явления нашей современной жизни, как примитивизация русской речи, засорение её иностранными словами. Я понимаю необходимость заимствований из других языков, когда за ними стоит возникновение новых понятий, явлений, которым нет аналогов в нашем родном языке. Тогда эти заимствования оправданы. Но ведь сплошь и рядом мы сталкиваемся с чисто механическим, полностью произвольным перемещением слов из иностранного языка в русский язык. Зачем нам все эти стикеры, постеры, апгрейды, когда в нашем родном языке есть идентичные термины «наклейка», «плакат», «обновление»? У нас полностью пропало слово «продавец», зато появилось словосочетание «менеджер по продажам», хотя суть осталась та же самая» (https://aif.ru/society/opinion/velikiy_i_moguchiy_nuzhdaetsya_v_podderzhke).

Действительно, избыточное использование в русском языке заимствованных слов не является безобидным явлением или делом вкуса говорящих. Оно угнетает самобытность и самостоятельность России и ставит под угрозу её будущее, о чём можно прочитать, например, в статье «Чужие слова» https://чисторечие.рф/statia.php?st=st_chuzhi_slova.

За последние 30-40 лет в русский язык вошло несколько тысяч иноязычных слов, причём почти все из английского языка. Что будет, если не препятствовать такому нашествию? Наш язык превратится в «рунглиш», а вместе с этим русская культура будет замещаться западной. Дети в школах будут читать русских классиков в переводе на этот новый суржик, а потом по причине неудобства перевода и, якобы, «морального устаревания» эту классику из программы сократят... Западная культура (фильмы, музыка, видеоигры, книги и т.д.) будет всё шире замещать собой русскую, ведь именно в Западе толпа будет видеть источник таких манящих (благодаря, в том числе, использованию в искусной рекламе) своей новизной слов, как «хайп», «изи», «лайфхак» и т.п. Потом появятся предложения перевести русский язык на латиницу, ведь так проще с правописанием: не нужно думать, писать «трэш» или «треш», «риэлтор» или «риелтор», «ритейл» или «ретейл», лучше ведь сразу trash, realtor и retail... Так от самой России и народов, её населяющих, останется только одно название. Страна и её народы превратятся сначала в культурную, а затем и в полноценную колонию Запада.

В российском обществе имеет некоторое хождение мнение, согласно которому использование молодёжью иноязычных слов, в частности, таких, как «трэш», «фрэш», «изи» и «чил», является естественным, «они так говорят», и поэтому, якобы, естественным и допустимым является создание и воспроизведение рекламы с использованием таких слов в тех случаях, когда целевыми зрителями являются молодые люди. Обращаю ваше внимание, что такое мнение не может быть принято в качестве здравого по следующим соображениям:
1. молодёжь также в большом количестве использует в своей речи сквернословия, но это не означает, что такую речь следует допускать в рекламе;
2. широкое использование иноязычных слов свойственно больше необразованной молодёжи, но вряд ли правильно равняться в общественном пространстве вообще и в рекламе в частности на худшие примеры речи — нужно равняться на лучшие;
3. молодёжь склонна быстро впитывать всё новое; поэтому то, что показано в рекламе, особенно в сопровождении бодрой модной музыки и завлекательного видеоряда, с большой вероятностью будет впитано и использовано в последующей речи, без выяснения, что хорошо для будущего страны, а что плохо; а значит, правильным будет исключить из рекламы примеры небрежного отношения к языку и заменить их бережными и созидательными примерами, в том числе, новыми словами, созданными на русских корнях.

Касательно последнего довода, обращаю ваше внимание, что на страничнике (сайте) движения «Чисторечие» имеется словарь (https://чисторечие.рф/slovar/index.php) с большим количеством замен иноязычных слов на существующие и вновь придуманные слова на русских и славянских корнях. Любой производитель и заказчик рекламы имеет возможность совершенно бесплатно воспользоваться этим словарём при подготовке рекламного объявления, чтобы избежать засорения русского языка иноязычными словами, а при желании — удивить молодёжь новым, необычным и в то же время родным словом и через это привлечь внимание к своему товару.

С учётом изложенного выше, прошу повторно рассмотреть обращение № 170369-ЭП/21 от 11.10.2021. Для вашего удобства прикладываю к данному обращению содержание того исходного обращения.

При необходимости, со мной можно связаться:
по телефону ***;
по электронной почте ***.

#Чисторечие #ЗасорениеРечи #Реклама #РусскийЯзыкЗаконы #НарушениеЗакона #русский_язык #заимствования #английщина #англицизмы